ПРОИЗОШЕЛ СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ?

Интервью Генерального директора Страховой Компании «НИК»

10.03.2013

Первым делом самолеты

Страхование авиационных рисков

Авиационные катастрофы, как правило, влекут за собой человеческие жертвы и значительные финансовые потери. Каждое такое событие — проверка на прочность бизнеса авиакомпании. Поддержать в критической ситуации и обеспечить авиаперевозчику возможность пройти через это испытание помогает авиационное страхование.

Специфику страхования авиационных рисков и его возможности объясняет генеральный директор страховой компании «НИК» Родионов Александр Валентинович.

Авиация сегодня претерпевает все новые изменения — современные воздушные суда не только увеличиваются в размерах, вместительности, но и в цене. Стоимость самолетов может исчисляться сотнями миллионов долларов. Вместе с тем аварийность сохраняется, авиационные катастрофы происходят, ответственность авиаперевозчиков растет.

Узкий рынок

Рынок авиационных перевозок состоит из нескольких сегментов: гражданская авиация, военная, легкая и авиация общего назначения.

Основную долю занимает гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, авиационных работ в сельском хозяйстве и т.д. На сегмент гражданской авиации приходится и наибольшая доля страховых взносов на авиационном рынке страхования.

В целом российский рынок авиастрахования демонстрирует стабильный рост премии, при высоком уровне выплат в связи с большим количеством авиакатастроф. При этом международный рынок демонстрирует тенденцию к снижению ставок на фоне низкого уровня убыточности. Однако ставка крайне чувствительна к катастрофическим убыткам и может меняться очень динамично.

Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам, по итогам 2011 года совокупные страховые взносы по страхованию воздушных судов (каско) составили 4,95 млрд. руб. (рост на 27% по сравнению с 2010 г.), выплаты достигли 2,05 млрд. руб. (в 2010 г. они составляли 2,74 млрд. руб.) Уровень выплат в 2011 году соответствовал 41,4%, годом ранее этот показатель достиг 70%.

По страхованию гражданской ответственности владельцев воздушного транспорта страховые взносы составили 2,68 млрд. руб. (рост на 28%), выплаты — 0,24 млрд. руб. По обязательному страхованию гражданской ответственности авиаперевозчика перед пассажирами страховщики собрали 260 млн. руб., практически столько же, как годом ранее (273,6 млн. руб. в 2010 г.). Выплаты по обязательному страхованию ответственности составили в 2011 г. — 170 млн. руб.

В целом, рынок страхования авиационных рисков достаточно узкий — профессиональных страховщиков, работающих в данном сегменте, не так много. По итогам 2011 года страховая компания «НИК» заняла 10 место среди авиационных страховщиков по объему собранной премии (352 млн. рублей), наибольшая доля которой — более 280 млн. руб. — пришлась на страхование каско воздушных судов.

Практически все компании, занимающиеся авиационным страхованием, являются членами профессиональной ассоциации авиастраховщиков РААКС. Основной целью в работе РААКС является объединение авиастраховщиков России, защита интересов членов ассоциации, а также координация деятельности по выработке общих правил страхования авиационных и космических рисков и т.п. Ввиду того, что основоположником на рынке авиастрахования РФ является английский рынок страхования, РААКС ввело в деловой оборот оговорки Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда, которыми и руководствуются в своей работе авиастраховщики РФ.

Риски и защита

Требования к страхованию авиационных рисков определяются Воздушным кодексом РФ, международным законодательством, договорами лизинга ВС и проч. Воздушный кодекс определяет минимальные требования к страховому покрытию, в части гражданской ответственности перевозчика. Так например, согласно Воздушному кодексу, ст 133, минимальный размер ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни пассажира, составляет 2,025 млн. руб., а за вред, причиненный здоровью пассажира — 2 млн. руб. Утрата или повреждение груза, багажа оценивается в 600 руб. за кг, 11 тыс. руб. — за вещи при пассажире.

Дальнейшее расширение покрытия и условий страхования определяется авиационными компаниями из соображения экономической целесообразности, а также может быть

продиктовано выполнением международных конвенций и положений. Например, по Европейскому положению 785/2004 лимит ответственности для ВС типа Ил-76 должен быть не менее 300 000 000 SDR (специальных прав заимствования).

Кроме того, дополнительное страховое покрытие или повышение лимитов ответственности в рамках договора страхования могут быть обусловлены, например, требованиями бизнес-партнеров по защите их имущественных интересов в рамках лизинговых соглашений. Другой вид страхования — КАСКО (которое включает повреждение, гибель, утрату ВС) является добровольным видом страхования и каждый здравомыслящий собственник ВС, заботящийся о финансовом благополучии своей авиакомпании, не станет пренебрегать данным страхованием, так как подобный полис может защитить его от весьма значительных убытков. Однако страхование КАСКО может быть и обязательным требованием, в силу все тех же лизинговых соглашений.

Отдельной строкой в предложениях страховых компаний обычно стоят «военные риски». Они предполагают страховое покрытие таких рисков, как повреждение, утрата, гибель воздушного судна, а также ответственность авиаперевозчика по причинам войны, терроризма и т.п.

Учитывая данные требования, страховые компании, при принятии риска на страхование, также оценивают такие факторы, как структуру и стоимость флота страхователя, характер выполнения полетов, регион полетов. Но особенное значение имеет система управления безопасностью полетов, система подготовки и переподготовки пилотов, квалификация летчиков, а также где и как происходит обслуживание и ремонт ВС. От этого зависит решение о принятии риска и соответственно уровень тарифов. Отношения между авиакомпанией и страховщиком выстраиваются годами и имеют важное значение и решающую роль здесь играет открытость и прозрачность авиакомпании.

Международное качество

Страхователями воздушных судов могут выступать авиационные предприятия, заводы, частные собственники, аэроклубы. Для клиента, не зависимо от того, крупный это авиазавод, или небольшая авиакомпания, в первую очередь важен опыт страховой компании на рынке авиации, причем не только в построении грамотной защиты, но в первую очередь в урегулировании убытков и выплатах.

Причем выплаты в авиационном страховании обычно крупные. Например, страховая компания «НИК» возмещала ущерб за пострадавший при посадке самолет Ан-124-100 «Руслан» — более 9 миллионов долларов США, или, например, 1,5 миллиона долларов составила сумма возмещения за повреждение самолета Ил-76 тайфуном. Только в 2011 году мы выплатили 133,183 тыс. долларов за повреждение самолета Боинг 747-400 в результате столкновения с наземным строением и 187,33 тыс. долларов за разрушение сотовой панели пилона двигателя у самолета Боинг 747-400.

Даже незначительное, на первый взгляд, повреждение обходится в приличную сумму, поэтому в авиационном страховании страховые компании активно используют инструмент перестрахования. Ввиду того, что современные международные требования к лимитам ответственности высокие, а авиакомпании все чаще приобретают новые самолеты, стоимость которых составляет миллионы долларов, авиационные риски традиционно перестраховываются на международном рынке, т.к. емкость российского рынка авиационного страхования, к сожалению, не достаточна.

На сегодняшний день в страховой компании «НИК» застрахован парк из 30 воздушных судов, среди которых Ан-124-100, Ан-12, Ил-76ТД-90ВД, Boeing-737, Boeing-747.

Страховая компания «НИК» сотрудничает по перестрахованию с известными международными компаниями — Chartis, Aspen, Partner Re, Allianz, Liberty, Torus, La Reunion Aerienne, синдикатами Lloyd’s. Перестрахование на западном страховом рынке осуществляется при содействии одного из ведущих страховых брокеров в данном сегменте — Willis Ltd.

Использование инструмента перестрахования на западном рынке позволяет не только гарантировать клиентам высококачественную защиту и своевременные выплаты, но и оказывать услуги на уровне, адекватном международному.


Возврат к списку